«САМАВТО-1987» в Брянске: как это было

Елена Кузьменок
Крутые самодельные авто, невозможно советские девушки и прочая атмосфера эры людей-созидателей

В 1987 году в Брянске прошел Всесоюзный слет самодельных автомобилей. Несколько десятков конструкторов-«самодельщиков» на саморучно изготовленных авто съехались в наш город со всей страны, чтобы покрасоваться и обменяться опытом. Корреспондент «НаДесне» пообщался в участником тех событий — Андреем Чудаковым, автомобилистом из города Вязники Владимирской области. Пообщался и погрузился вместе с ним в ушедшую и такую издали солнечную эпоху.

«На слет в Брянск нас пригласил председатель Всесоюзной секции любительского автостроения Илья Туревский, — начинает свой рассказ Андрей Чудаков. — Наши машины еще не были закончены, поэтому нас взяли с собой ребята из Москвы. Машина, на которой мы ехали, была оборудована самодельным туристическим прицепом, который можно было быстро превратить в домик с настоящей крышей и стенами».

Это был уже второй выезд Андрея Чудакова на Всесоюзный слёт. До этого ему с друзьями довелось побывать на аналогичном «фестивале» в Набережных Челнах (в те времена — город Брежнев). По воспоминаниям Андрея, в Брянске их ждал смотр-конкурс авто и автомобильный праздник на стадионе. А также субботник, на котором автомобилисты должны были привести в порядок территорию нового детско-юношеского центра технического творчества. Сейчас это кажется чем-то из «миров братьев Стругацких», но тогда, как бытует предание, так жили «простые советские люди».

Это вы можете

«В 1964 году вступил в действие Свод технических требований к автомобилям, спроектированным и построенным в индивидуальном порядке. Это начальная точка отсчёта для уникального массового технического движения „САМАВТО СССР“», — говорит Андрей Чудаков.

Впрочем, как уверяет самодельщик, никакого движения бы не было, если бы на невероятный темперамент и настойчивость того самого Ильи Туревского, автомобильного инженера, который впоследствии стал академиком, автором многих книг и методик по конструированию, эксплуатации и обслуживанию автомобильной техники. Именно с его лёгкой руки проектировать и строить автомобили в СССР стали представители самых разных слоев населения: от дворников до космонавтов.

«Тогда детские секции автоконструкторов работали в Домах пионеров и на Станциях юных техников. Благодаря сверхпопулярному в СССР журналу „Техника-молодёжи“, имена создателей лучших конструкторов знала вся страна. Во время выхода в эфир телепередачи „Это вы можете“ улицы городов, посёлков и деревень пустели — все сидели у экранов», — вспоминает Андрей Чудаков.

О своем самодельном авто он, к слову, начал мечтать еще в 3-4 классе. В 1980 году эта мечта исполнилась. По словам автомобилиста, в домашних условиях советские люди умудрялись строить не только автомобили и трактора, но и радиоапаратуру (были даже домашние радиопередающие станции), катера, лодки, каютные моторные и парусные яхты и даже небольшие самолёты (как правило, 2-4-местные).

«В поволжских краях существовали сёла, где девушка никогда не вышла бы замуж за парня, если он самостоятельно не изготовил ни одного автомобиля или трактора, а в Кировской области — самолёта или иного летательного аппарата», — утверждает Андрей. Так мало-помалу и возникло движение самодельщиков.

Автопробегом по...

А где движение, там и слеты, и выставки, и конкурсы. Первый автопробег самодельных авто состоялся в СССР в 1968 году. И пошло-поехало. Самый грандиозный слет-пробег был посвящён 60-летию СССР, его общий километраж составил более 12 тысяч километров. Были и международные — первый из них стартовал по маршруту Москва-Прага в 1985 году.

«Во время смотров и автопробегов выявлялись наиболее интересные технические решения, наиболее удачные образцы техники. Особое внимание уделяли перспективным элементам безопасности. Победителей и призёров награждали дипломами и подарками. Лучшие машины экспонировались на ВДНХ в Москве», — рассказывает Андрей.

Были среди лучших и эффектные спортивные купе, и внедорожные вездеходы, и вместительные кемперы для дальних путешествий (с кухней, холодильником и спальными местами). Советские «самоделкины» конструировали автомобили-амфибии, сверхкомфортабельные авто бизнес-класса, прогулочные автомобили в стиле «ретро», городские субкомпакты, молодёжные спорткары и пляжные багги.

«Каждая машина — откровение автора. О каждой можно говорить долго и много», — вспоминает Чудаков.

Расчёты по будущим авто проводились по методикам, размещённым в той же «Технике-молодёжи», журналах «Моделист-конструктор», «Изобретатель и рационализатор». Что касается материалов, при постройке в ход шло всё — от папье-маше до композитов. Причем «самоделки» делали точно так же, как сейчас изготавливают дорогие штучные авто. На пространственный каркас из металлических труб устанавливали композитные панели из стеклопластика на основе стекловолокна и эпоксидной или полиэфирной смол. Панели выклеивали в матрицах, которые получали с полноразмерной мастер-модели. Ничего удивительного, в основном срок постройки такого авто составлял 5-10 лет и более.

Девушки — потом

С 1985 года к традиционным конкурсам-слетам добавились отраслевые — от Министерства автомобильной промышленности СССР. Первый прошёл на вязниковском заводе «ОСВАР», второй на «КамАЗе» в Набережных Челнах, третий — в Брянске.

Как правило, в таких слетах участвовало от 75 до 90 автомобилей. Столько же собрал и наш город в 1987 году. Тогда он запомнился автомобилисту уютными улочками с невысокими домами. Вспоминает Чудаков памятник военным водителям на въезде, разноцветный фонтан у речки, памятник В. И. Ленину, и, конечно, гостиницу «Брянск», где жили все участники слёта.

«Призы в конкурсе для нас были делом второстепенным, главное — пообщаться с единомышленниками, изучить их опыт, совместно обсудить перспективные идеи. Таков был дух эпохи людей-созидателей», — говорит вязниковский «самоделкин».

Впрочем, «созидатели» не упускали из вида и приятную сторону вопроса. Вручать призы на «САМАВТО-87» должны были три девушки из Владимирской области. Но автомобилисты так увлеклись подготовкой к слету, что про дам просто забыли. В итоге пришлось в экстренном порядке подыскивать красоток среди брянок.

«Во время демонстрации авто на площади Ленина взгляд буквально вырвал из огромного скопления людей двух светленьких барышень с ясными глазами. На вид — десятиклассницы Третья красавица в брянскую компанию нашлась еще быстрее. В одном из прибывших экипажей была девчушка из Киева, класс седьмой, не старше», — вспоминает Чудаков.

Девушек стремительно ангажировали. А когда диктор объявил, что призы представителям разных регионов и республик СССР вручают брянки Ольга Колесникова и Елена Антропова, стадион буквально взорвался рукоплесканиями. Спецприз от завода «ОСВАР» — набор светотехники, номинанты приняли из рук киевлянки Инны Головань.

«А потом я начал готовить информацию для журнала. И тут выяснилось, что „выпускницы“ наши на самом деле были восьмиклассницами. А „семиклассница“ училась на четвертом курсе Киевского университета», — смеется самодельщик.

То, что в автомобилях он разбирается лучше, чем в женщинах, друзья припоминают автостроителю до сих пор.

Национальные герои

«Сейчас самодельный автомобиль — редкость. С исчезновением гарантированного досуга времён СССР из жизни практически исчезли и творческие увлечения», — говорит Андрей Чудаков.

Во время стажировки во Франции владимирский умелец рассказал об этом сугубо советском явлении зарубежным коллегам. Французы искренне восхитились и заявили, что в их стране таких конструкторов считали бы национальными героями. А во время пражского автопробега технический директор автозавода Skoda признался, что у них на предприятии таких инженеров, которые могли бы в одиночку сконструировать и построить автомобиль, просто нет.

К слову, сам Чудаков проработал в отечественном автопроме 18 лет, покинув его в 2001 году. Занимался дизайном. Сейчас увлеченный автомобилестроитель трудится в журналистике, а для души и дальних путешествий реставрирует редкое историческое авто. С прежних времен у него остались несколько тысяч фото. И одна неразрешённая загадка. Почему в даже в самом неказистом самодельном автомобиле путешествовать всегда приятнее, нежели в современной промышленной, очень дорогой и якобы очень престижной машине? Советский дух...

Использованы материалы следующих авторов:

Фотографии в материале: Андрей Чудаков

В Брянске неразумная мамаша бросилась с коляской под авто

Екатерина Зигзаг

«Яжемать» удалось сфотографировать на кольце «Полтинника».
Бессмертная мамаша пыталась перейти дорогу в неположенном месте на кольце «Полтинника» в Брянске. Местная жительница Екатерина Семенкова выложила снимок «яжематери» в соцсети. Комментаторы лишь удивляются тому факту, что совсем рядом находится подземный пешеходный переход, но женщина почему-то не удосужилась пересечь проезжую часть в положенном месте. Видимо, собственная безопасность и жизнь ребёнка особой ценности для неё не представляют. Непримиримые земл

...

Брянская автомобилистка нашла ахиллесову пяту школьника

Анна Романова

Женщина сбила четвероклассника прямо на «зебре».
11-летний школьник попал под колёса автомобиля «Тойота Ярис» на улице Пушкина в Брянске. Инцидент произошёл в 19.54 8 августа возле дома №46, сообщили в ОГИБДД по городу Брянску.43-летняя водитель иномарки двигалась со стороны улицы Абашева в сторону бульвара Щорса, когда сбила пешехода. Мальчик переходил дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу слева направо по ходу движения автомобиля.После столкновения сразу же была вызвана «скорая помощь». Прибывшие на место ДТП м

...
Главное


наверх